Направление программы: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
Цель: Формирование у детей патриотических чувств, гордости за свою Родину, уважение к Отчизне; воспитание духовно-нравственной личности.
Задачи:
- Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.
- Закрепление знаний о гербах Российской Федерации и города Перми; воспитывать любовь и уважение к Родине.
- Продолжать знакомить детей с родным городом, Пермским краем; дать представление о том, что город Пермь является частью Пермского края.
- Продолжать учить детей самостоятельно, последовательно составлять описательные рассказы о городе, используя накопленные знания.
- Познакомить детей с географическим положением Пермского края, используя физическую карту России.
- Развивать у детей внимание, мышление, речь; расширять словарь детей.
Материал:
- план маршрута,
- кукла Городовичок,
- фотографии семьи,
- изображение гербов (России и г.Перми),
- физическая карта России,
- карта Пермского края,
- рисунки детей для составления рассказов о родном городе.
Словарная работа: герб, родичи, Пермский край, пермяк, москвич, россияне, государство, копьё, двуглавый орел, жезл, скипетр, держава, серебряный всадник, Евангелие.
Предварительная работа:
- беседы о родном городе,
- рассматривание иллюстраций, альбомов, семейных фотографий.
- чтение познавательной литературы о родном крае.
- рассматривание гербов разных городов и России.
- рассматривание карты мира и глобуса.
- изготовление в разной технике герба г. Перми и флага России.
Методы:
- словесный;
- игровой;
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- проблемный.
Ход совместной деятельности
Городовичок встречает детей, предлагает отправиться в путешествие, но сначала предлагает рассмотреть план маршрута.
Остановка 1
Городовичок:
Эта остановка называется «Семейная» (обращает внимание детей на семейные фотографии)
Как одним словом можно назвать всех, кого мы видим на одной фотографии? (семья)
Какими еще словами можно назвать членов одной семьи? (родичи, родственники, родные)
Ребята, вы можете рассказать о своей семье? При составлении рассказа можно пользоваться семейной фотографией (3-4 ребёнка составляют рассказ)
Как вы думаете, в нашем городе живет много семей? (да)
Как можно назвать человека, который родился и живет в Перми? (пермяк)
А если бы мы жили в Москве? Соликамске? Березниках? Как называют жителей этих городов?
Люди, которые родились и живут в каком- либо городе, любят его, он для них родной.
Остановка 2
Городовичок:
Вторая наша остановка называется « Знаки и символы»
Обратите внимание на эти знаки, они все имеют одинаковую форму, Кто знает, что это такое? (герб)
Это гербы России и г. Перми, герб – это символ каждого города, страны. На нем старались изобразить что-то важное для города, страны.
Покажите мне герб нашей страны, что здесь изображено? (рассказ ребенка о гербе России)
Каждому знаком герб нашего города. Покажите мне герб г.Перми (рассказ ребенка о гербе нашего города)
Но не только страны и города имеют гербы. Герб может быть и у семьи. Семья – это тоже маленькое, дружное государство, у которого есть свои интересы, традиции, занятия.
Подумайте, чтобы вы изобразили на своем семейном гербе, чем ваша семья больше всего любит заниматься, какие у вас увлечения, интересы (предлагает нарисовать дома вместе с родителями семейный герб и принести в детский сад к следующему занятию).
Городовичок проводит с детьми физкультминутку «Семейная зарядка»
Осенью, весною,
Летом и зимой
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает. (Руки вверх и вниз.)
Папа бодро приседает. (Приседания.)
Повороты вправо-влево (Руки на поясе, дети делают повороты всем корпусом.)
Делает мой братик Слава.
Я сама бегу трусцой. (Бег на месте.)
И качаю головой. (Наклоны головой в стороны.)
Остановка 3
Следующая остановка называется «Расскажи о своем городе»
В каком городе мы с вами живем? (г. Пермь)
Подскажите, сколько нашему городу лет? (289)
Что можно сказать про наш город, какой он по возрасту? (старый)
Что еще можно сказать про город? (большой, красивый, чистый)
Какие улицы вы знаете? Назовите главную улицу города? Назовите самые любимые уголки города, которые вы посещаете вместе с родителями.
Ребята, вы можете рассказать о своем городе? При составлении рассказа дети используют свои рисунки (3-4 ребенка составляют описательный рассказ).
Городовичок оценивает рассказы детей.
Остановка 4
Городовичок:
А теперь остановка, на которой мы найдем адрес нашего города (подводит детей к физической карте России)
Ребята, что это такое, кто знает? (карта)
На этой карте обозначена территория нашей Родины – России. Территория России огромна.
Как одним словом можно назвать людей, живущих в России? (россияне)
А какой главный город нашей Родины? (Москва)
А вы знаете, в каком крае мы живем? (Пермский край)
Почему так назвали наш край, кто догадался? (по главному городу края – Перми)
Давайте найдем на карте территорию Пермского края. На карте он занимает немного места, а на самом деле территория Пермского края огромна, в крае много городов, поселков, деревень.
Давайте найдем место на карте, где мы сейчас находимся. Вспомним, как обозначены города на карте (точкой). На карте очень много точек – городов. (Находим город Пермь)
А что обозначают тонкие синие линии? (реки)
Назовите реку, которая протекает в Перми? (Кама)
Ребята, подумайте и скажите, зачем человеку нужна карта? (ответы детей)
Мы с вами будем часто работать с картой и много узнаем о Пермском крае и о своем г. Перми
Остановка 5
Городовичок:
А теперь я предлагаю вам немного поиграть и ответить на вопросы викторины
Вопросы:
В какой стране мы живем?
Столица нашей Родины – России?
Как одним словом можно назвать людей, живущих в России?
Как называется край, в котором мы с вами живем?
Почему он так называется?
Как называется город, в котором мы живем?
На какой улице находится наш детский сад?
Что такое герб?
Что изображено на гербе города Перми?
Как называют людей, которые живут в г. Перми, Москве, Соликамске, Березниках?
Крупная река города Перми?
Городовичок раздает призы, прощается с детьми. Дети рассматривают карту Пермского края и России, которая осталась в группе.
Результат: Данная познавательная деятельность способствовала:
- воспитанию любви и заботливого отношения у детей к членам своей семьи;
- формированию патриотических чувств, уважения, гордости к родному городу и Отчизне.