Цель занятия:
Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному), литературе.
Задачи:
- Развивать умение чувствовать поэтичность сказки А.С.Пушкина
- Учить различать средства художественной выразительности, используемые авторами классической музыки, поэзии, изобразительного искусства.
- Формировать умение высказываться об эмоционально- образном содержании произведений искусства, рассуждать на темы добра и зла.
Предварительная работа:
- 1.Предварительная беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтана» , просмотр мультфильма, фильма, слушание и беседы по произведению, философские беседы о добре и зле
- 2.Знакомство с творчеством композитора оперы-сказки Римским-Корсаковым, слушание музыки «Три чуда» из оперы.
- 3.Рассматривание иллюстраций Белибина «Город-Леденец», В.Канашевича «Тридцать три богатыря», М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
- 4.Рисование на тему «Три чуда», сказочный мир А.С. Пушкина.
- 5.Работа с родителями «Актуальность сказок Пушкина в наши дни».
- 6.Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
- 7.Цикл музыкальных занятий по слушанию классической музыки к опере, балету, совмесно с беседами о творчестве художников, поэзии А.С.Пушкина.
- 8.Взаимодействие со специалистами: логопедом, психологом, специалистом по физвоспитанию при разработке темы, включение в их занятия темы.
Материалы к занятию
Музыкальный: Римский-Корсаков – опера «Сказка о царе Салтане»: отрывок тема Белки, фрагмент из оперы- «Богатыри», тема Царевна-Лебедь, портрет композитора, иллюстрации декораций и костюмов к опере; традиционные и нетрадиционные народные и детские музыкальные инструменты;
Изобразительный: репродукции художников Билибина «Город Леденец», В.Канашевич «Тридцать три богатыря», М.Врубель «Царевна-Лебедь».
Портрет М.Врубеля.
Речевой: чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», разучивание отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…»; беседы о творчестве А.С.Пушкина, подготовка к конкурсу чтецов.
Ход занятия
На центральной стене объемное изображение дуба из ткани ( на дубе иллюстрации загадок, они закрыты различными символами ), внизу под дубом кот, на дубе цепь.
На подиуме за вуалью сидят три девицы из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рядом с девицами прялка, коромысло. В стороне сидят музыканты : скрипач и виолончелист. Домик-ширма, за которым прячется белочка. На стульчиках разложены музыкальные инструменты.
Ход занятия
Звучит музыкальный фрагмент (город Леденец), дети с воспитателями заходят в зал. Мальчики- мужественные «богатыри» , а, девочки –«лебедушки». Идут в характере музыки: торжественно, гордо, изящно. Подходят к дубу , свободно располагаясь. На фоне музыки слова А.С. Пушкина:
Музыкальный руководитель:
« У Лукоморья дуб зеленый
Золотая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо - песнь заводит
Налево – сказку говорит…»
И сегодня мы с вами тоже попали в сказку. Посмотрите какой сказочный дуб стоит, а под ним кот ученый. Он приготовил вам загадки и развесил их на дуб, обозначил разными символами, а за символами – отгадки.
Символ отгадайте- загадку узнаете.
Каждый раз, когда надо будет отгадывать загадку, будут звучать фанфары.
Звучат фанфары
1 загадка- знак вопроса
(Воспитатель открывает занавес)
«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.»
1-я девица: «Кабы я была царица,-
Говорит одно девица,-
То на весь крещенный мир
Приготовила мы пир .»
2-я девица: « Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна»
3-я девица: « Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки- царя
Родила б богатыря»
Узнали сказку ?
Дети: «Сказка о Царе Салтане»
Ребята, а кто написал эту сказку?
Чьи это стихи ?
Дети: А.С. Пушкина
( На сцене изображение А.С. Пушкина)
Музыкальный руководитель : ( убирает в сундук 1-й символ знак вопроса и хвалит детей за отгаданную загадку)
Посмотрите на следующую загадку.
Что это ?
Дети : Ноты!
Муз.руководитель: Правильно! Убираю второй символ - ноты- в сундук.
М.руководитель : Необыкновенно сказки Пушкина вдохновляли композиторов и художников на сочинение этой музыки к опере. Назовите имя композитора.
Дети : Римский- Корсаков!
На стене изображение композитора.
Муз.руководитель: Римский-Корсаков задумал сказку переложить на оперу или балет ?
Дети: Оперу!
А что такое опера?
Дети: Это спектакль, где люди поют.
Звучат фонфары
Муз.руководитель: Итак сказка продолжается, чудеса начинаются и следующая загадка - музыкальная
Музыканты играют тему Белочки ( небольшой фрагмент)
Дети: Тема Белочки
Муз.руководитель: Узнали музыкальные инструменты ?
Дети: Скрипка и виолончель.
Музыкальный руководитель убирает третий символ в сундук.
А как про белочку сказал Пушкин?
Все вместе: Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет.
А орешки непростые
Все скорлупки золотые
Ядра - чистый изумруд
Слуги белку стерегут!
Музыканты, сыграйте пожалуйста нам тему белочки.
Звучит тема Белочки
На ширме появляется Белочка- игрушка, она передвигается танцуя.
Люди. Иван: Ребята, а как звучала музыка ?
Дети: Светло, прозрачно, хрупко. Мы еще не музыканты, но тоже можем подыграть белочки.
Муз.руководитель: Давайте поможем белочке и украсим ее песенку. «Во саду ли во огороде»
Оркестр: «Во саду ли во огороде»
I ч - ложки
II ч - колокольчики
III ч - ксилофоны
IVч - муз. трубочки
Белочка (говорит)
Вот спасибо ребятишки! А я вам за это орешек подарю (бросает орешек)
Звучит тема бабы Бабарихи
Появляется Бабариха:
«Что тут дивного ? ну, вот!
Белка камушки грызет,
Мечет золото и в груды
Загребает изумруды.
Этим нас не удивишь…
( уходит)
Муз.руководитель: Воть те на и Бабариха!
Выходит одна из сестер - девица в рус. нар. сарафане.
(специалист- логопед)
Белочка нам орешек оставила, не простой, а золотой.
Давайте в кружочек встанем, да в игру поиграем.
(объясняет правила игры)
Игра по типу «Колечко, колечко, выйди на крылечко»
«На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой» . Повторяют 2 раза.
Дети: Выходи поскорей! Не задерживай добрых людей!
( Ребенок, у которого в руках орешек должен быстро выбежать в центр круга, а дети его ловят)
Девица: Давайте еще играть!
Конкурс поговорок
Детям раздают веретено с ленточкой разноцветной. Нужно быстро ленточку намотать на веретено произнося сначала медленно , а потом все быстрее поговорки, например: «Во дворе -трава,
На траве- дрова»
Девица : Хвалит детей.
Звучат фанфары
Муз.руководитель: А у нас есть другое чудо!
( показывает картинку с символом щит и меч)
Дети: Эт Дети: Это щит и меч!
щит и
Муз.руководитель : Что означает щит?
Дети : Это защита от врага, а меч- сила, мужество
Муз.руководитель: Давайте послушаем в исполнении музыкантов тему море и богатырей.
Музыканты играют тему море и богатырей (слушают)
Тема море
Муз.руководитель: Что вы услышали? Ребята, какое море?
Дети: Море грозное, темное,пенное, бурливое, оно бушует, плещет и из него появляются богатыри
Тема Богатыри
Воспитатель: А какие богатыри?
Дети: Мужественные, сильные, храбрые
Муз.руководитель: Давайте сейчас оживим картинку богатырей и моря. Девочки покажут море- бушующее, а мальчики- богатырей.
Звучит музыкальный фрагмент в записи
Девочки с тканью изображают море в такт музыки, а мальчики маршируют, торжественно проходя через «волны»
На фоне музыки музыкальный руководитель читает:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег крутой,
Разольется в шумном беге
И окажутся на бреге
В чешуе, как шар горя,
Тридцать три богатыря.
Муз.руководитель: Вот они наши защитники, храбрые богатыри.
Звучит тема бабы Бабарихи
(они снова выбегает)
«Кто нас этим удивит?
Люди из моря выходят
И себе дозорам бродят!
Правду ль бают, или лгут,
Дива я не вижу тут
(убегает)
Муз.руководитель: Ну и баба Бабариха,
Сколько злости в ней кипит!
Ой, ребята, посмотрите, дуб волшебный не молчит! Нам загадку говорит:
Фанфары
Дети: Палитра!
Что это ?
Я вам уже говорила, что не только музыканты и художники иллюстрировали сказки Пушкина. Один художник нарисовал эскизы к декорациям этой оперы и саму Царевну-Лебедь . Как фамилия этого художника?
Дети: Врубель
Музыкальный руководитель убирает символ в сундук изображение Царевны-Лебедь
Муз.руководитель: Посмотрите как у художника на картине появляется из перьев образ царевны, как она на наших глазах превращается из птицы в девушку- красавицу.
Вспомните, какая музыка ?
Дети: Нежная, трепетная, ласковая.
Муз.руководитель: Итак, превращение начинается. Закройте глазки…
Звучит тема Царевны- Лебедь
Танцует балерина- «танец Лебедя»
Все аппладируют!!
Муз.руководитель: Ребята, это был балет или опера??
Дети: Балет, где люди танцуют.
Муз.руководитель: Какой была лебедь?
Дети: Красивой, грациозной, изящной, сказочной!
Звучит тема бабы Бабарихи
«Вот подумаешь девица?
Всем красавицам царица!
Вот так чудо? Ха-ха-ха!
Я могу и так сама!»
(Начинает танцевать, неуклюже, звучит музыка и убегает)
Муз.руководитель: А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежалиль по углам,
(Воспитатель приводит их к детям)
Их нашли насилу там.
Тут во всем они признались,
Повинились, разрыдались,
Царь на радости такой
Отпустил всех трех домой.
(Рефлексия) Дети садятся на ковер.
Воспитатель: Ребята, что же произошло? Почему Царь не стал наказывать, а отпустил ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху?
Дети: Потому что он добрый. Он встретился послу долгой разлуки с женой, с сыном и устроил пир на весь мир…
Воспитатель: Почему они всё время злились и врали?
Дети: Они завидовали Царевне- это зависть.
Воспитатель: А у нас в группе есть такие дети??
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Посмотрите на нашего котика, он улыбается, почему ?
А орешки непростые
(Рефлексия) Дети садятся на ковер.
Вы отгадали все загадки. Наши чудеса закончились.
« Тут и сказки конец,
А кто слушал, молодец!»
Угощаем детей орешками. Дети уходят под музыку.