Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Цель занятия:

Обогащение разностороннего запаса художественных впечатлений детей посредством широкого приобщения их к общечеловеческой культуре: искусству (музыкальному, изобразительному), литературе.

Задачи:

  • Развивать умение чувствовать поэтичность сказки А.С.Пушкина
  • Учить различать средства художественной выразительности, используемые авторами классической музыки, поэзии, изобразительного искусства.
  • Формировать умение высказываться об эмоционально- образном содержании произведений искусства, рассуждать на темы добра и зла.

Предварительная работа:

  1. 1.Предварительная беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтана» , просмотр мультфильма, фильма, слушание и беседы по произведению, философские беседы о добре и зле
  2. 2.Знакомство с творчеством композитора оперы-сказки Римским-Корсаковым, слушание музыки «Три чуда» из оперы.
  3. 3.Рассматривание иллюстраций Белибина «Город-Леденец», В.Канашевича «Тридцать три богатыря», М. Врубеля «Царевна-Лебедь».
  4. 4.Рисование на тему «Три чуда», сказочный мир А.С. Пушкина.
  5. 5.Работа с родителями «Актуальность сказок Пушкина в наши дни».
  6. 6.Знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра.
  7. 7.Цикл музыкальных занятий по слушанию классической музыки к опере, балету, совмесно с беседами о творчестве художников, поэзии А.С.Пушкина.
  8. 8.Взаимодействие со специалистами: логопедом, психологом, специалистом по физвоспитанию при разработке темы, включение в их занятия темы.

Материалы к занятию

Музыкальный: Римский-Корсаков – опера «Сказка о царе Салтане»: отрывок тема Белки, фрагмент из оперы- «Богатыри», тема Царевна-Лебедь, портрет композитора, иллюстрации декораций и костюмов к опере; традиционные и нетрадиционные народные и детские музыкальные инструменты;

Изобразительный: репродукции художников Билибина «Город Леденец», В.Канашевич «Тридцать три богатыря», М.Врубель «Царевна-Лебедь».

Портрет М.Врубеля.

Речевой: чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», разучивание отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…»; беседы о творчестве А.С.Пушкина, подготовка к конкурсу чтецов.

Ход занятия

На центральной стене объемное изображение дуба из ткани ( на дубе иллюстрации загадок, они закрыты различными символами ), внизу под дубом кот, на дубе цепь.

На подиуме за вуалью сидят три девицы из сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», рядом с девицами прялка, коромысло. В стороне сидят музыканты : скрипач и виолончелист. Домик-ширма, за которым прячется белочка. На стульчиках разложены музыкальные инструменты.

Ход занятия

Звучит музыкальный фрагмент (город Леденец), дети с воспитателями заходят в зал. Мальчики- мужественные «богатыри» , а, девочки –«лебедушки». Идут в характере музыки: торжественно, гордо, изящно. Подходят к дубу , свободно располагаясь. На фоне музыки слова А.С. Пушкина:

Музыкальный руководитель:

   « У Лукоморья дуб зеленый

       Золотая цепь на дубе том

       И днем и ночью кот ученый

       Все ходит по цепи кругом.

       Идет направо - песнь заводит

       Налево – сказку говорит…»

И сегодня мы с вами тоже попали в сказку. Посмотрите какой сказочный дуб стоит, а под ним кот ученый. Он приготовил вам загадки и развесил их на дуб, обозначил разными символами, а за символами – отгадки.

Символ отгадайте- загадку узнаете.

Каждый раз, когда надо будет отгадывать загадку, будут звучать фанфары.

                                                               Звучат фанфары

1 загадка- знак вопроса

     (Воспитатель открывает занавес)      

«Три девицы под окном

     Пряли поздно вечерком.»

   1-я девица:   «Кабы я была царица,-

                           Говорит одно девица,-

                           То на весь крещенный мир

                           Приготовила мы пир .»      

2-я девица:      « Кабы я была царица,-

                               Говорит ее сестрица,-

                             То на весь бы мир одна

                               Наткала я полотна»

3-я девица:       « Кабы я была царица,-

                              Третья молвила сестрица,-

                               Я б для батюшки- царя

                               Родила б богатыря»

Узнали сказку ?

Дети: «Сказка о Царе Салтане»

Ребята, а кто написал эту сказку?

Чьи это стихи ?

Дети: А.С. Пушкина

( На сцене изображение А.С. Пушкина)

Музыкальный руководитель : ( убирает в сундук 1-й символ знак вопроса и хвалит детей за отгаданную загадку)

Посмотрите на следующую загадку.                              2

Что это ?

                                                                       Дети : Ноты!

                                   Муз.руководитель: Правильно! Убираю второй символ - ноты- в сундук.

                        М.руководитель : Необыкновенно сказки Пушкина вдохновляли                                                    композиторов и художников на сочинение этой музыки к опере. Назовите имя композитора.

                                   Дети : Римский- Корсаков!

На стене изображение композитора.

Муз.руководитель: Римский-Корсаков задумал сказку переложить на оперу или балет ?

Дети: Оперу!

А что такое опера?

   Дети: Это спектакль, где люди поют.

                                                     Звучат фонфары

Муз.руководитель:  Итак сказка продолжается, чудеса начинаются и следующая загадка - музыкальная                                              

3

Музыканты играют тему Белочки ( небольшой фрагмент)

 

                       

Дети: Тема Белочки

                        Муз.руководитель: Узнали музыкальные инструменты ?

                        Дети: Скрипка и виолончель.

                        Музыкальный руководитель убирает третий символ в сундук.

                       А как про белочку сказал Пушкин?

Все вместе:   Белка там живет ручная,

                        Да затейница какая!

                       Белка песенки поет,

                         Да орешки все грызет.

                         А орешки непростые

                         Все скорлупки золотые

                       Ядра - чистый изумруд

                         Слуги белку стерегут!

   Музыканты, сыграйте пожалуйста нам тему белочки.

            Звучит тема Белочки

На ширме появляется Белочка- игрушка, она передвигается танцуя.

Люди. Иван: Ребята, а как звучала музыка ?

Дети: Светло, прозрачно, хрупко. Мы еще не музыканты, но тоже можем подыграть белочки.

Муз.руководитель: Давайте поможем белочке и украсим ее песенку. «Во саду ли во огороде»

Оркестр: «Во саду ли во огороде»

I ч -   ложки

II ч -   колокольчики

III ч -   ксилофоны

IVч -    муз. трубочки

Белочка (говорит)

                 Вот спасибо ребятишки!   А я вам за это орешек подарю (бросает орешек)

Звучит тема бабы Бабарихи

   Появляется Бабариха:

         «Что тут дивного ? ну, вот!

           Белка камушки грызет,

          Мечет золото и в груды

           Загребает изумруды.

          Этим нас не удивишь…

               ( уходит)

Муз.руководитель: Воть те на и Бабариха!

Выходит одна из сестер - девица в рус. нар. сарафане.

(специалист- логопед)

       Белочка нам орешек оставила, не простой, а золотой.

       Давайте в кружочек встанем, да в игру поиграем.

     (объясняет правила игры)

Игра по типу «Колечко, колечко, выйди на крылечко»

«На золотом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, кто ты будешь такой» . Повторяют 2 раза.

Дети: Выходи поскорей! Не задерживай добрых людей!

             ( Ребенок, у которого в руках орешек должен быстро выбежать в центр круга, а дети его ловят)

Девица: Давайте еще играть!

Конкурс поговорок

Детям раздают веретено с ленточкой разноцветной. Нужно быстро ленточку намотать на веретено произнося сначала медленно , а потом все быстрее поговорки, например: «Во дворе -трава,

                                                                                                                                На траве- дрова»

Девица : Хвалит детей.

                                         Звучат фанфары

Муз.руководитель: А у нас есть другое чудо!

                                       ( показывает картинку с символом щит и меч)                          

 

     Дети: Эт                  Дети: Это щит и меч!

            щит и

Муз.руководитель :     Что означает щит?

       Дети : Это защита от врага, а меч- сила, мужество  

       Муз.руководитель: Давайте послушаем в исполнении музыкантов тему море и богатырей.

Музыканты играют тему море и богатырей (слушают)

Тема море

Муз.руководитель: Что вы услышали? Ребята, какое море?  

Дети: Море грозное, темное,пенное, бурливое, оно бушует, плещет и из него появляются богатыри                                      

Тема Богатыри

Воспитатель: А какие богатыри?

Дети: Мужественные, сильные, храбрые

Муз.руководитель:   Давайте сейчас оживим картинку богатырей и моря. Девочки покажут море- бушующее, а мальчики- богатырей.

Звучит музыкальный фрагмент в записи

Девочки с тканью изображают море в такт музыки, а мальчики маршируют, торжественно проходя через «волны»

На фоне музыки музыкальный руководитель читает:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег крутой,

Разольется в шумном беге

И окажутся на бреге

В чешуе, как шар горя,

Тридцать три богатыря.

Муз.руководитель: Вот они наши защитники, храбрые богатыри.

Звучит тема бабы Бабарихи

(они снова выбегает)

 

«Кто нас этим удивит?

Люди из моря выходят

И себе дозорам бродят!

Правду ль бают, или лгут,

Дива я не вижу тут  

(убегает)

Муз.руководитель: Ну и баба Бабариха,

Сколько злости в ней кипит!

Ой, ребята, посмотрите, дуб волшебный не молчит! Нам загадку говорит:

Фанфары

       Дети: Палитра!

                        Что это ?                               

                        Я вам уже говорила, что не только музыканты и художники                                                             иллюстрировали сказки Пушкина. Один художник нарисовал эскизы к                                          декорациям этой оперы и саму Царевну-Лебедь . Как фамилия этого                                               художника?

Дети: Врубель

                     

Музыкальный руководитель убирает символ в сундук изображение Царевны-Лебедь

Муз.руководитель: Посмотрите как у художника на картине появляется из перьев образ царевны, как она на наших глазах превращается из птицы в девушку- красавицу.

 

                                    Вспомните, какая музыка ?

                        Дети: Нежная, трепетная, ласковая.

Муз.руководитель: Итак, превращение начинается. Закройте глазки…

Звучит тема Царевны- Лебедь

Танцует балерина- «танец Лебедя»

Все аппладируют!!

Муз.руководитель: Ребята, это был балет или опера??

Дети:   Балет, где люди танцуют.

Муз.руководитель: Какой была лебедь?                                            

Дети: Красивой, грациозной, изящной, сказочной!

Звучит тема бабы Бабарихи

«Вот подумаешь девица?

       Всем красавицам царица!

       Вот так чудо? Ха-ха-ха!

       Я могу и так сама!»

(Начинает танцевать, неуклюже, звучит музыка и убегает)

Муз.руководитель: А ткачиха с поварихой,

                                   С сватьей бабой Бабарихой

                                 Разбежалиль по углам,

(Воспитатель приводит их к детям)

                                   Их нашли насилу там.

                                   Тут во всем они признались,

                                  Повинились, разрыдались,

                                   Царь на радости такой

                                   Отпустил всех трех домой.

(Рефлексия) Дети садятся на ковер.

Воспитатель: Ребята, что же произошло? Почему Царь не стал наказывать, а отпустил ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху?

Дети: Потому что он добрый. Он встретился послу долгой разлуки с женой, с сыном и устроил   пир на весь мир…

Воспитатель: Почему они всё время злились и врали?

       Дети: Они завидовали Царевне- это зависть.

     Воспитатель: А у нас в группе есть такие дети??

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Посмотрите на нашего котика, он улыбается, почему ?

А орешки непростые

(Рефлексия) Дети садятся на ковер.

                        Вы отгадали все загадки. Наши чудеса закончились.

                                               « Тут и сказки конец,

                                                    А кто слушал, молодец!»

Угощаем детей орешками. Дети уходят под музыку.