Поиск

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

 

          "Лишь в людях себя познать способен человек" (И.Гёте) - и это правильно: именно в деятельности педагог может раскрыться сам и помочь раскрыть индивидуальность каждого маленького существа, с которым он работает. И в организованной образовательной деятельности (занятии), и в совместной деятельности с детьми педагог, помогая ребенку в его личностном развитии, познании окружающего мира во всем его многообразии, совершенствуется сам, учится чему-то новому, открывает для себя и для ребенка новые горизонты.

 

         Специально организованная деятельность (занятие) и совместная деятельность с детьми подчиняется общим дидактическим принципам педагогики: принципам развивающего обучения, индивидуального подхода, системности и последовательности в познании нового, и др. Знания и опыт, полученные на занятии и закрепленные в повседневной жизни и деятельности детей, в том числе, в совместной деятельности, определяют принцип прочности полученных знаний и умений. Как на занятии, так и в совместной деятельности, педагог ставит цель, задачи и предполагает определенный результат. В этом наблюдается определенное сходство занятия и совместной деятельности с детьми.

 

         В противовес этому, на мой взгляд, занятие как одна из форм организации деятельности с детьми, четко направлено на развитие исполнительских навыков, решение задач, поставленных педагогом. Взрослый является инициатором взаимодействия с ребенком, он предлагает содержание, форму взаимодействия, становится действующим субъектом в этой связке («Взрослый-ребенок»). Только умелый педагог способен идти в занятии "от ребенка". И именно он предпочтет совместную деятельность с детьми занятиям.

 

         В процессе совместной деятельности, которая проводится в течение всего дня, компетентный педагог не ставит задач прямого обучения, как это делается на занятиях. Здесь несколько иная стратегическая цель. Совместная деятельность дает возможность мягко вовлечь детей в процесс мотивации, целеполагания, осмысленного планирования деятельности с опорой на естественную любознательность, возрастную «пытливость ума» ребенка, имеющийся позитивный опыт. В этом случае происходит перевод ребенка из позиции «объекта» воздействия взрослого в позицию активного субъекта деятельности.

 

         В своей работе я ежечасно нахожу подтверждение теории Л.С. Выготского, о том, что развитие происходит только в деятельности, а она предполагает активную субъектную позицию того, кто ее осуществляет. Теперь взрослый и ребенок действуют в связке "большой ВЗРОСЛЫЙ- маленький ВЗРОСЛЫЙ".

 

         Исходя из моего опыта, опыта молодого, современно мыслящего специалиста, могу сказать, что педагог, который все делает сам и не дает возможности детям стать активным субъектом деятельности, участником процесса созидания, развивает в них пассивность, равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни, как уникальной ценности и к себе, как к творцу чего-то нового, к себе как личности.

 

            Резюмируя вышесказанное, можно заключить: успешным педагогический процесс будет  только тогда, когда  педагог будет не стандартным формовщиком  детской личности (формовщик по своим взглядам, нормативам, позициям, принципам, подходам), а искусным  создателем условий, при которых личность ребёнка как можно раньше становится  созидателем самой себя, творцом собственного саморазвития, и во главе взаимоотношений между взрослым и ребенком будет всегда стоять знак равенства, который подразумевает такие понятия, как творчество, индивидуальность, развитие, желание учиться и созидать.

 

"Опыт - учитель, очень дорого берущий за уроки, но зато никто не научает лучше его". К. Томас.