Цели урока:
Личностные: развитие самостоятельности мышления, познавательных интересов учащихся, креативность мышления, инициативу, находчивость, воспитание точности и аккуратности.
Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, работать индивидуально и в паре.
Предметные: ввести понятие «количество информации», устанавливать взаимосвязь между данными единицами измерения информации, научить находить количество информации (вес одного символа , информационный объем), умение работать с информацией (анализировать, извлекать необходимую информацию), умение создавать опорный конспект в тетрадях.
Планируемые результаты:
Личностные: выражение своих мыслей и аргументов, желание выполнять учебные действия, уважение иного мнения
Коммуникативные: доносить свою позицию до других, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Познавательные: перерабатывать информацию для получения необходимого результата, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, уметь анализировать, синтезировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Регулятивные: определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя, соотнести результат с целью и оценить его, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ресурсы урока:
- Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
- Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
- http://kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm
Технологическая карта урока
| Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
| Организационный момент | 1-2 мин | Приветствие. Включение в деловой ритм урока. Устное сообщение учителя. | Приветствие. Подготовка к работе. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
| Проверка выполнения домашнего задания. | 6 мин |
Устный опрос. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. - Определение понятия информации - Перечислить свойства информации - Назвать виды информации На дом учащимся было задано создать на листе модель Фрейер (сингапурская структура) по понятию информация (1 работа должна быть представлена от 2-х учащихся) |
Отвечают на поставленные вопросы. Представление модели Фрейр. Защита своей работы (работа в паре). |
Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. Учет разных мнений. |
| Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 2-3 мин | Выявление уровня знаний. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логический анализ сложившейся ситуации с целью определения выхода из неё. |
| Постановка учебной задачи | 2-3 мин |
Организует работу по целеполаганию и мотивации. Постановка проблемы: Как представляется информация в компьютере? |
Формулируют тему и цель урока, записывают тему в тетрадь. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование |
|
«Открытие» учащимися новых знаний |
12-14 мин |
После работы с дополнительными источниками организует обсуждение прочитанного материала. Фронтальный опрос по вопросам для закрепления теоретического материала. |
Работа по слайдам презентации. Производят поиск необходимой информации из дополнительных источников; записывают в тетрадь необходимые данные, взаимосвязь между единицами измерения информации, участвуют в фронтальном опросе. Опорный конспект в тетрадях учащихся: Информация в ПК представляется в виде символов. Символ в компьютере – это любая буква, цифра, знак препинания, математический знак, специальный символ. В общем, все, что можно ввести с клавиатуры. Но компьютер «не понимает» человеческий язык. Поэтому каждый символ кодируется. ПК «понимает» только нули и единички – с помощью них и представляется информация в компьютере. Эти «нули и единички» называются битом. Бит может принимать одно из двух значений – 0 или 1. Восьми таких бит достаточно, чтобы придать уникальность любому символу, а таких последовательностей, состоящих из 8 бит, может быть 256, что достаточно, чтобы отобразить любой символ. Поэтому – 1 символ = 8 битам. Но информацию не считают не в символах не в битах.
Байт – это единица измерения информации. 1 байт = 8 бит 1 Килобайт = 1024 байта 1 Мегабайт = 1024 Кбайт 1 Гигабайт = 1024 Мбайт 1 Терабайт = 1024 Гбайт |
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Познавательные: поиск и выделение информации;. |
|
Первичное закрепление |
3-4 мин |
1) Решить задачи: В каком соотношении находятся следующие единицы измерения информации: килобайт, байт, бит?
Ответ выразите его в битах и байтах. |
Решают предложенную задачу, участвуют в устном счете. 1) 1 килобайт=1024 байт=2^10 байта = 2^13 бит. 2) «Вес» одного символа – 1 байт. В слове ИНФОРМАТИКА – 11 символов. Значит объем равен 11 байт (либо 88 бит). |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Закрепление знаний и способов действий. |
10-12 мин |
Организует выполнение учащимися самостоятельной работы. (Слайд презентации) Организация самопроверки (Слайд презентации). |
Выполнение самостоятельной работы в тетрадях. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
| Информация о домашнем задании | 2 мин |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
Домашнее задание: -параграф -опорный конспект в тетрадях. Карточки с заданиями: «В каком соотношении находятся следующие единицы измерения информации: бит, байт, килобайт? -Придумать 2 задачи и решить их на нахождение информационного объема высказывания (связь с литературой). |
Усваивают объяснения учителя. Записывают задание в дневник. |
|
|
Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока. |
2 мин | Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. | Осуществляют самооценку собственной деятельности. Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка, самооценка. |
Самостоятельная работа:
Вариант 1.
Ответить на вопросы и решить предложенные задачи:
- Буква, цифра, знак препинания - это ….
- Чему равны 1024 Кбайт?
- Как называется наименьшая единица измерения информации?
- Любое сообщение – это ….
- Сколько байт в слове ИНФОРМАЦИЯ.
- Чему равен информационный объем сообщения «Я изучаю информатику»? Ответ выразите в битах и байтах.
Вариант 2.
Ответить на вопросы и решить предложенные задачи:
- Сколько «весит» один символ компьютерного алфавита?
- Чему равны 1024 Мбайт.
- Количество символов в алфавите - это …..
- Текст – это ….
- Сколько байт в слове МАТЕМАТИКА.
- Чему равен информационный объем сообщения «В синем небе звезды блещут»? Ответ выразите в битах и байтах.