Пояснительная записка
количество учебных часов – 34
образовательная область – физическая культура
направленность – развивающая
тип программы – межпредметная
возрастная группа – 9 класс
Программа элективного курса «Будущие защитники» ориентирована на дальнейшее обучение учащихся 10-11 классов в оборонно-спортивном профиле и направлена на формирование представлений учащихся в области военно-профессиональной деятельности.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что недостаточно уделяется внимания вопросу военной подготовки в школе. У обучающихся нет представления о воинской службе, об обязанностях, отсутствует понятие престижа службы в армии. На данный момент при изучении таких предметов как ОБЖ, физическая культура на ознакомление с этим направлением выделяется ничтожно малое количество часов.
В связи с этим введение данного элективного курса позволит сформировать представление у учащихся о начальной военной подготовке, о деятельности структурных подразделений МО, МЧС.
Содержание данного курса предполагает не только материал по физической культуре, но и ОБЖ, истории, обществознанию.
Прежде всего, курс ориентирован на юношей и девушек, желающих связать свое дальнейшее профессиональное обучение в структурных подразделениях МВД, МЧС, и др. различных силовых структурах.
Программа элективного курса «Будущие защитники» составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т.Смирнова М.:П,2008, Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И.Ляха,М.:П.,2008.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и предусматривает прохождение курса в течение года, возрастная группа – учащиеся 9 класса.
Преобладающими формами организации деятельности учащихся выступают практические занятия, лекционные занятия, экскурсии, встречи.
Для более успешного прохождения данного курса предполагается взаимосвязь между школой, ДОСААФ, МЧС, ПЧ, силовыми структурами города. В связи с этим планируются:
ü Посещение ДОСААФ;
ü Посещение стрелкового тира;
ü Экскурсии в пожарную часть;
ü Встречи с работниками МЧС, спасателями, работниками военкомата, ПЧ.
Из оборудования в наличии должны быть:
ü Автоматы Калашникова,
ü Пневматические винтовки,
ü Противогазы.
ü Полоса препятствия;
ü Тренажерный зал
Цель курса:
Формирование представлений о профессиональной деятельности сотрудников силовых структур.
Задачи курса:
- Воспитание у школьников осознанного отношения к дальнейшей профессиональной ориентации.
- Формирование знаний и первоначальных практических навыков и умений в области НВП.
- Развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих подготовку к выбору профессии, связанной с силовыми структурами.
Формы контроля:
- Планируется участие учащихся, изучающих данный курс в городской игре «Испытай себя»;
- Показательные выступления в рамках месячника ВПВ;
- Творческий отчет «Служить Родине – это...»;
- Участие в городских соревнованиях по стрельбе.
- Тест «Основы воинской службы»
Ожидаемые результаты:
ü Формирование военно-профессиональной ориентации;
ü Формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности;
ü Развитие физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения военнослужащих по вооруженной защите РФ;
ü Овладение знаниями в области НВП;
ü Освоение практических навыков в огневой, строевой подготовке;
ü Формирование осознанного отношения в выборе профессии;
Требования к уровню усвоения учебного материала
В результате изучения элективного курса «Будущие защитники» учащиеся должны:
знать/понимать
ü Об истории создания Вооруженных сил РФ;
ü Структура ВС РФ;
ü Основные положения воинского устава;
ü Строевые команды;
ü Порядок сборки-разборки автомата Калашникова;
ü О правилах стрельбы и ТБ при огневой подготовке;
уметь
ü Выполнять основные строевые приемы (упражнения) в соответствии с воинским уставом;
ü Производить сборку-разборку автомата Калашникова;
ü Выполнять стрельбы из различных исходных положений;
ü Демонстрировать порядок использования средств индивидуальной защиты;
ü Выполнять КСУ по физической подготовке;
ü Использовать приобретенные знания и умения для дальнейшей проф.ориентации.
Личностные результаты:
ü формирование чувства ответственности за личную и общественную безопасность;
ü освоение знаний об обязанностях граждан по защите государства;
ü владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения.
Метапредметные результаты:
ü проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ü ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
ü
Предметные результаты:
ü освоение знаний по начальной военной подготовке;
ü овладение практическими умениями в строевой, огневой подготовке;
ü формирование способности организовывать и проводить самостоятельные занятия по профессионально-прикладной физической подготовке.
Содержание элективного курса
«Будущие защитники»
Структурно программа состоит из 6 разделов.
Раздел 1: Основы военной службы. (5 ч)
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил, рода войск и их предназначение. Символы воинской чести. Правовые основы военной службы. Общевойсковые уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Раздел 2:Гражданская оборона(2ч)
Гражданская оборона, основные понятия и определения.
Безопасность и защита человека. Опасные и чрезвычайные ситуации.
Раздел 3:Строевая подготовка (6 ч)
Общие положения. Строевые приемы и движение без оружия и с оружием. Правила воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выполнение приемов с оружием на месте.
Раздел 4: Физическая подготовка(6ч)
Упражнения на развитие силы и выносливости;
Упражнения на развитие быстроты и выносливости;
Раздел 5:Специально-прикладная подготовка(4 ч)
Основные средства защиты органов дыхания. Порядок пользования средствами индивидуальной защиты.
Упражнения профессионально-прикладной направленности;
Раздел 6: Огневая подготовка(10ч)
Автомат Калашникова, пневматическая винтовка: работа частей механизмов, подготовка к стрельбе.
Правила и ведение стрельбы. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба из пневматической винтовки. Сборка-разборка автомата.
Учебно-тематический план
| № | Содержание раздела | Общее кол-во часов |
| 1 | Основы военной службы | 5 |
| 2 | Гражданская оборона | 2 |
| 3 | Строевая подготовка | 6 |
| 4 | Физическая подготовка | 6 |
| 5 | Специально-прикладная подготовка | 4 |
| 6 | Огневая подготовка | 10 |
| 5 | Итоговое занятие | 1 |
| Всего | 34 |
Тематическое планирование
|
№ п/п |
Название разделов и тем |
Всего часов |
Теория |
Практика |
Форма |
Образовательный продукт
|
| I | Основы военной службы | 5 | 4 | 1 | ||
|
1
|
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных сил, рода войск и их предназначение. | 2 | 2 | - |
лекция
|
Создание презентаций на тему «Вооруженные силы РФ – защитники Отечества» |
|
2 3 |
Символы воинской чести. | 2 | 1 | 1 | Лекция, практикум | |
|
4
|
Правовые основы военной службы. Общевойсковые уставы Вооруженных сил Российской Федерации. | 1 | 1 | - | Лекция, презентация, экскурсия в ДОСААФ, тестирование | |
| II | Гражданская оборона | 2 | 2 | - | ||
| 5 | Гражданская оборона, основные понятия и определения | 1 | 1 | - |
Круглый стол, экскурсия |
|
| 6 | Безопасность и защита человека. Опасные и чрезвычайные ситуации. | 1 | 1 | - | Лекция, презентация, экскурсия в ПЧ, МЧС | презентация |
| III | Строевая подготовка | 6 | 1 | 5 | ||
| 7 | Общие положения строевого устава ВС Российской Федерации | 1 | 1 | - | Лекция, презентация | |
|
8 9 10
|
Строевые приемы и движение без оружия и с оружием. Выполнение приемов с оружием на месте. | 3 | - | 3 | Тренировочные занятия | |
| 11 |
Правила воинского приветствия без оружия на месте и в движении.
|
1 | - | 1 | Тренировочные занятия | |
|
12
|
Итоговое занятие по строевой подготовке | 1 | - | 1 | Показательные выступления | |
| IV | Физическая подготовка | 6 | 6 | |||
|
13 14 15 |
Упражнения на развитие силы и выносливости;
|
3 | - | 3 | Тренировочные занятия | |
|
16 17 18 |
Упражнения на развитие быстроты и выносливости;
|
3 | - | 3 | Тренировочные занятия | |
| V | Специально-прикладная подготовка | 4 | 1 | 3 | ||
|
19 20
|
Основные средства защиты органов дыхания. Порядок пользования средствами индивидуальной защиты.
|
2 | 1 | 1 |
Лекция, Тренировочные занятия |
|
|
21 22 |
Упражнения профессионально-прикладной направленности;
|
2 | - | 2 | Тренировочные занятия | |
| VI | Огневая подготовка | 10 | 2 | 8 | ||
| 23 |
Автомат Калашникова, пневматическая винтовка: работа частей механизмов, подготовка к стрельбе.
|
1 | 1 | - | Лекция | |
|
24 25 26 27 |
Сборка-разборка автомата. | 4 | 1 | 3 | Тренировочные занятия | |
|
28 29 30 31 32 33 |
Правила и ведение стрельбы. Меры безопасности при стрельбе. Практическая стрельба из пневматической винтовки. | 5 | - | 5 | Тренировочные занятия, посещение стрелкового тира | Участие в городских соревнованиях по стрельбе |
| 34 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Круглый стол | «Служить Родине – это…» |
| Итого: | 34 | 11 | 23 |
Учебно-методические средства
- Варламов В.Б., Гамолко С.Н.Допризывная подготовка 10-11 класс: примерное календарно-тематическое планирование. Минск. Национальный институт образования, 2009
- Воробьев Ю.А.. ОБЖ. 9 класс. М.: Астрель.2008.
- Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11классы.-М.:П.,2008
- Общевоинские уставы вооруженных сил Российской Федерации.- Ростов н./Д: Феникс, 2008
- Программа по курсу Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы под ред. Смирнова А.Т. –М.:П.,2008
- Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.М. Губанов Л.А. Михайлов, В.П. Соломин. - М.: Дрофа, 2007. - 285, (3) с.- (Высшее педагогическое образование).
- Жук А. Б. Энциклопедия стрелкового оружия. — М.: Воениздат, 1998.
- Купцов А. Г. Беломор и автомат Калашникова // Странная история оружия: С. Г. Симонов, неизвестный гений России, или кто и как разоружил русского солдата. — М.: Крафт, 2001.
- Монетчиков С. Б. История русского автомата. — СПб.: Атлант, 2005.
- Смирнов А.Т.. ОБЖ. 11 класс. М.: Просвещение. 2006.
- ТитовС.В.. Тематические игры по ОБЖ. 5-11 кл. Методическое пособие для учителей. М.: «Творческий центр», 2004.
- Физическая культура. 10-11 классы: сборник элективных курсов.//Авт. сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова, Е.Г.Хаустова.- Волгоград: Учитель, 2009
- Фролов М.П. ОБЖ. 5-9 кл. Дидактические материалы к учебнику Ю.А.Воробьев. ОБЖ. 8 класс. М.: «Дрофа», 2004 .