При работе по исправлению звукопроизношения у детей очень важно сформировать правильные движения органов артикуляционного аппарата.
Для знакомствадетей с органами речи – губами, языком, нёбом, и т.д. можно воспользоваться Сказкой о веселом язычке или воспользоваться вариантом, который я для Вас составила. Я взяла Сказку про хомяка Хому и Суслика Альберта Иванова и встроила в неё упражнения артикуляционной гимнастики.
Эту сказку можно рассказывать вместе с ребенком перед зеркалом или гримасничая друг перед другом, тогда не Вы, а ребенок будет звать Вас поиграть с язычком.
Успехов!
Сказка про хомяка Хому и Суслика
(с элементами артикуляционной гимнастики)
Автор сказки Альберт Иванов
Совместила с упражнениями уч.логопед
Озерова Н.В
Жили по соседству два друга: хомяк Хома и Суслик, каждый в своей норе. Нора у Хомы была большая, просторная, с широким входом (упр. Дверь).
Суслик вырыл себе норку глубоко, а вход в неё был узкий, еле видный (упр. Трубочка).
У хомяка Хомы были толстые щеки (упр. Хомячок), а Суслик был худышка (упр. Суслик).
Как-то утром, когда пришло время завтракать, стали они искать, что бы им съесть (упр. Язык ищет выход), но так ничего и не нашли. И пришлось друзьям идти на гороховое поле, за дальний лес.
Шли они, шли, устали. Вздыхает Хома (Вздох -1), вторит ему Суслик ( Вздох - 2).
Наконец, дошли они до поля, набил Хома горохом щеки, а два стручка подмышки взял. Суслик гороха наелся (упр. Пошлепаем язык) и пошел подпрыгивая.
Идут они обратно: у Хомы горох из щеки в щеку перекатывается (упр. Хомячок -2), молчит он. У Суслика язык не останавливается (упр. Маятник).
Увидела их лягушка (упр. Лягушонок) да как стала хохотать и их передразнивать (упр. Хомячок 1и 2, Суслик).
Расхохотались хомяк и суслик. Вылетели у Хомы все горошины из-за щек, стручки гороха на землю упали. Хохотали они до заката, а утром вздохнули (Дыхателбные упр.) и опять за горохом отправились.
Комплекс упражнений к сказке:
Дверь
Подержать широко отрытый рот. Удерживать его в таком положении на счет до пяти.
Трубочка
Губы и язык сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Хомячок
- Надувание обеих щек одновременно.
- Надувание прывой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
Суслик
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах. Удерживать его в таком положении на счет до пяти.
Язык ищет выход
При сомкнутых губах, упираемся языком в щеки в разных местах.
Вздохи
Озвучить выдох, произнося плано и протяжно с интонацией согласия:
1. а — а — а
2. ага — ага— ага
Пошлепаем язык
При сомкнутых губах пожевать язык.
Маятник
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Лягушонок
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Дыхателбные упр.
Нагнуться и протяжно произнести: а — о — у — и
