Методический паспорт проекта
Тема:«Что мы Родиной зовём».
Вид проекта: Информационно-творческий, краткосрочный
Сроки реализации:апрель 2015, 1 неделя
Участники проектной деятельности: Воспитатели,
дети средней группы, родители.
Цель: Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, об улице на которой ребенок живет, родном городе, о своей стране. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Задачи:
* Сформировать у детей представления о семье, доме, детском саде,
районе и городе, в котором они живут, о стране
* Освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих
становление ребенка как субъекта разнообразных видов
деятельности
* Воспитание нравствено-эстетических чувств, эмоционально-
ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру
* Формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями
*Развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.
Проблема: Выяснить с детьми -что мы Родиной зовём.
Актуальность проекта
Родина –слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира: Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, садик, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.
Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.
Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.
Общая характеристика проекта
Проект состоит из пяти взаимосвязанных разделов:
1. «Мой дом, моя семья»
2. « Мой детский сад»
3. «Моя улица, район»
4. «Мой город Волгоград»
5. «Моя страна Россия»
6. Итоговое мероприятие: Выставка рисунков «С чего начинается Родина»
7. Презентация проекта
Планирование деятельности осуществлялось по основным направлениям дошкольного образования:
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
- Социально - личностное развитие
Планирование носит тематический характер, тема одного дня включает содержание одного образовательного блока.
Этапы реализации проекта
1 этап
* Изучение опыта других дошкольных образовательных учреждений
* Подбор методического материала, художественной литературы, музыкального
репертуара, наглядности
2 этап
* Реализации проекта согласно плану мероприятий с детьми и родителями.
3 этап
* Анализ деятельности по реализации проекта
4 этап
* Презентация результатов деятельности
Формы взаимодействия с детьми и родителями
Формы взаимодействия с детьми:
- образовательная деятельность;
- совместная деятельность детей и педагогов;
- экскурсия;
- чтение художественной литературы;
- беседы, ситуативные разговоры;
- слушание музыки;
- игры (дидактические, ролевые, хороводные, подвижные и коммуникативные)
- презентации
Формы взаимодействия с родителями:
- консультации по проблемам патриотического воспитания детей;
- сотворчество детей и родителей.
Формы и методы реализации проекта
День первый - «Мой дом, моя семья»
- Познавательное занятие «Моя семья»
- Беседа «Мой дом»
- Составление рассказов на тему: «Моя семья»
- Экскурсия по фотовыставке «Наши мамы»
- Решение проблемных ситуаций «Что такое хорошо, и что такое плохо…»
- Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня»
- Рисование: «Нет на свете краше мамочек наших» (портреты) выставка детского рисунка
- Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя семья»
- Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья" Пальчиковая гимнастика «Семья»
- Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы"
- Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
- Психогимнастика «Эмоции моей семьи»
- Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
- Просмотр сказки «Три поросёнка»
- Сотворчество детей с родителями: «Родословное древо нашей семьи»
- Словотворчество на тему: «Детский сад – это… »
- Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад»
- Экскурсия по детскому саду
- Рисование: «Детский сад будущего»
- Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду»
- Хороводная игра «Каравай»
- Подвижная игра «Дружба»
- Коммуникативная игра « Кто в домике живет?»
- Проблемная ситуация «Почему игрушки обиделись?»
- Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок
- Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
- Сотворчество детей с родителями: книжка- малышка «Мой любимый детский сад»
- Составление рассказов на тему: «Что я видел на нашей улице»
- Рассматривание схем безопасного маршрута от дома до детского сада
- Виртуальная экскурсия «Район, в котором мы живем»
- Конструирование «Дома на нашей улице»
- Малоподвижная игра «Колечко»
- П/И «Автобусы»
- Сюжетно-ролевая игра «Почта»
- Д/И «Улица, на которой я живу»
- Д/И «Перекрёсток» использование макета микрорайона
- Игра – аттракцион «Внимание, пешеход!»
- Создание фотоальбома «Достопримечательности Кировского района»
- Заучивание стихотворения А. Красильникова «Я живу в Волгограде»
- Рассматривание репродукции картины местного художника Н. Барашкова «Зима на набережной»
- Презентация «Царицын – Сталинград - Волгоград»
- Рассказ воспитателя «Символы России»
- Презентация «Символы России»
- Чтение о Москве
- Рассматривание кукол в народных костюмах
- Презентация «Русский народный костюм»
- Познавательное занятие «Россия – Родина моя»
- Итоговое занятие «С чего начинается Родина»
- Лепка: «Флаг России»
- Рисование: «Люблю березу русскую»
- Прослушивание: гимна РФ, народных песен
- Выставка рисунка «С чего начинается Родина»
- Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель, «У медведя во бору»
- Д/И «Народные промыслы»
- Режиссерская игра «Армия»
- Просмотр мультфильма « Мы живём в России»
- Чтение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и серый волк»
- Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
День второй - « Мой детский сад»
День третий - « Моя улица, мой район»
День четвёртый - «Мой город Волгоград»
- Познавательное занятие «На Мамаевом кургане тишина»
- Рисование: «Мой город»
- Прослушивание «Растёт в Волгограде березка», «Волгоград» гр. «Штурман Джорж»
- Хороводная игра «Карусель»
- П/И «Чиби-чиби-чиби-топ»
- Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край»
- Дидактическая игра «Заселим реку Волгу»
- Коммуникативная игра «Бабушка Маланья»
- Фоторепортаж «Это мой, это твой, это наш город Волгоград»
- Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну»
- Стенгазета «Они защищали Родину».
День пятый - «Моя страна Россия»
Предполагаемый результат:
1. Дети пополнят знания по следующим разделам проекта: «Мой дом, моя семья»,
« Мой детский сад», «Моя улица, район», «Мой город Волгоград», «Моя страна Россия».
2. Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.
3. Повысится познавательная активность, общая культура и компетентность всех участников проекта.
4. Укрепится взаимосвязь между детьми, родителями и педагогами.
5. Будет создана предметно-развивающая среда, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Литература
- Бурмистрова И.К., Евдокимова Е.С. «Воспитание маленького гражданина»
- Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И. «Родной край»
- Виноградова Н.Ф. «Страна Россия»
- Виноградова Н.Ф. «О родной стране»
- Кондрыкинская Л.А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
- Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»
- Матеркин А.М. «Волгоград в названиях улиц»
- Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Мы живем на земле Волгоградской»
- Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Моя Родина – Волгоград»
