Учебный план
по оказанию платной дополнительной образовательной услуги «Умелые ручки»
в МБДОУ «Детский сад № 18» г. Воркуты
на 2013 – 2014 учебный год
|
Месяц |
Тема |
Кол-во часов |
Кол-во занятий |
|
Ноябрь |
1.«Ромашковое поле – выполненное из бумаги» Коллективная работа 2. «Кораблик» 3. «Композиция - цветок на ткани» 4. «Животные из ракушек» |
20 минут 20 минут 20 минут 20 минут 20 минут |
1 занятие 1занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
|
Декабрь |
1. «Снежинка» 2. «Новогодний фонарик! 3. «Поздравительная открытка на тему: «Поздравляем с Новым годом». Коллективная работа 4. «В лесу родилась елочка» |
20 минут 20 минут 20 минут 20 минут 20 минут |
1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
|
Январь |
1. «Зимующие птицы» 2. «Дикие, домашние животные» (из соленого теста) |
20 минут 20 минут |
1 занятие 1 занятие |
|
Февраль |
1. «Ежики» (из природного материала, шишек) 2. «Самолет» (из бросового материала, бумаги). 3. «Поздравительная открытка для папы на тему: «Авиация» (аппликация) 4. «Матрешка» (аппликация из крупы) |
20 минут 20 минут 20 минут 20 минут |
1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
|
Март |
1. «Плетеный коврик». 2. «Вазочка» (аппликация) 3. «Полевые цветы» (рисование пальчиком, гуашью) 4. Мебель (выполненная из соленого теста) |
20 минут 20 минут 20 минут 20 минут |
1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
|
Апрель |
1. «Пасхальное яйцо» 2.«Рамка для фото» (аппликация из макарон) 3. Украшение совочков и ведерок из пластиковых бутылок 4. «Фламинго» (из салфеток) Коллективная работа |
20 минут 20 минут 20 минут 20 минут |
1 занятие 1 занятие 1 занятие 1 занятие |
|
Итого |
|
7 часов 40 минут |
23 занятия |
Согласовано:
начальник отдела ИМС ДО ___________ Н.В. Эмих « » ___________ 2013 г
Пояснительная записка
Учебный план МБДОУ «Детский сад № 18 «Звездочка» г. Воркуты по реализации платной дополнительной образовательной услуги «Умелые ручки» (далее ПОУ) разработан в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ;
- Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 27.10. 2011г. № 2562;
- СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26;
- Приложением к лицензии на осуществление образовательной деятельности № 137 - Д от 14 марта 2013 г.;
- Рабочей программой по реализации платной дополнительной образовательной услуги по художественно-эстетической направленности развития «Умелые ручки».
МБДОУ «Детский сад № 18 «Звездочка» г. Воркуты оказывает населению (на основе изучения спроса родителей (законных представителей) ПОУ по художественно-эстетическому направлению развития «Умелые ручки», обеспечивая наиболее полную реализацию социального заказа.
Учебный план по оказанию ПОУ художественно – эстетической направленности для детей 4 – 5 лет «Умелые ручки» составлен на основе авторских программ «Творим, размышляем, растем» Конышева И.М., «Чудеса для детей из ненужных вещей» Нагибина М.И., «Конструирование из бумаги в детском саду» Новикова И.В.
ПДОУ организуется в виде кружковой деятельности. Реализация содержания ПОУ осуществляется согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 в дни наименьшей нагрузки на воспитанников во второй половине дня с 18.00 до 19.00.
Кружковые занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 20 минут, согласно расписанию. Организация кружковой работы осуществляется в период с 1 ноября по 30 апреля следующего календарного года. Продолжительность, с учетом каникул, составляет 23 недели. Программа рассчитана на 23 занятия в год.
Содержание ПОУ «Умелые ручки» выходит за рамки образовательной области «Художественное творчество» комплексной программы «Детство», реализуемой в ДОУ.
Цель ПОУ «Умелые ручки» – совершенствование практических умений и навыков детей в работе с нестандартными материалами и оборудованием, их применение в играх и творческой деятельности.
Задачи:
- Формировать интерес дошкольников к художественной деятельности;
- Формировать конструктивные умения и навыки;
- Способствовать развитию воображения, памяти, мышления, мелкой моторики рук, стремления к самостоятельности.
- Способствовать развитию художественных способностей, обогащению словаря детей;
- Развивать эмоциональную отзывчивость дошкольников.
На первом этапе занятия происходит создание мотивации, активизация интереса к осваиваемому содержанию (сюрпризный момент, проблемная ситуация, загадки, стихи, сказки, рассказы, беседы), знакомство с используемой техникой, рассматривание, обсуждение рассматриваемого объекта, выбор инструментов и материалов, необходимых для выполнения композиции, организация опытно – экспериментальной деятельности с материалами.
Второй этап включает в себя непосредственное выполнение композиции, с использованием нетрадиционных техник. Данный этап занятия сопровождается познавательными моментами, а также организацией различных видов деятельности (дидактические игры, пальчиковые гимнастики, физ. минутки).
Третий этап – декорирование и обыгрывание работ (дорабатывание отдельных элементов, украшение готового изделия элементами декора, разыгрывание ситуаций, организация выставки).
По итогам реализации программы воспитанники приобретают умения:
- Создавать образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы и нетрадиционные материалы;
- Соблюдать последовательность выполнения работы;
- Работать с бумагой и другими материалами;
- Вносить элементы творчества в выполняемые изделия.
Итогом каждого кружкового занятия, является презентация тематической выставки.
Календарно-тематическое планирование
|
№ п/п |
Тема |
Программное содержание |
Материалы (оборудование) |
|
|
Октябрь |
||||
|
1. |
«Рыбки в аквариуме» (аппликация) |
Учить детей вырезать симметричные формы из бумаги; композиционно правильно располагать аппликацию; формировать навык постепенно закруглять угол бумаги при помощи ножниц; воспитывать уважение к труду товарищей. |
Плотная цветная бумага, конфетти, цветная бумага, нить |
|
|
2-3 |
«Матрешки» (нитяные игрушки) - 2 занятия |
Познакомить детей с видом ручного труда – нитяные игрушки. Развивать у детей усидчивость, творческие способности, фантазию, мелкую моторику. Воспитывать умение работать в коллективе. |
Нити, разноцветные лоскутки, различные бутылочки, бисер |
|
|
4 |
«Книга» (объемные картинки) |
Познакомить детей с видом ручного труда – объемные картинки. Развивать технические умения: работать с ножницами (аккуратно вырезать детали) и клеем (намазывать детали), правильно сгибая материал. Развивать креативную деятельность, мышление, воображение. Воспитывать умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца. |
Бумага, клей. |
|
|
5 -6 |
«Разноцветные салфетки» (оригами) – 2 занятия |
Познакомить детей с видом ручного труда – оригами. Развивать креативную деятельность, мышление, воображение. Воспитывать умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца. |
4 листа бумаги, простой карандаш, ластик, зажимы, ножницы, доска, клей. |
|
|
7- 8 |
«Крылья, лапы и хвосты) (оригами) – 2 занятия |
Познакомить детей со способами выполнения из бумаги фигурок различных животных. Развивать технические умения: работать с ножницами (аккуратно вырезать детали) и клеем (намазывать детали), правильно сгибая материал. |
Цветная бумага, ножницы. |
|
|
Ноябрь |
||||
|
1. |
«Ромашковое поле» – (аппликация) Коллективная работа- 2 занятия |
Учить детей разрезать полоски бумаги по линии; изготовленные «лепестки» делить пополам, соединять с помощью клея. Композиционно правильно располагать ромашки на предложенном фоне, аккуратно приклеивая; соблюдая пространственные понятия: верх, низ. Развивать умение пользоваться ножницами, чувство симметрии, композиции, ручную моторику, мышление; закреплять знания о луговых, полевых цветах. Воспитывать уважение к труду товарищей. |
Нарисованная на ватмане полянка; бумага, клей, кисточка, ножницы, салфетка. |
|
|
2. |
Кораблик» - 2 занятия |
Познакомить детей с видом ручного труда - рисования пластилином на основе, умением с помощью нити выделять контур кораблика. Развивать у детей усидчивость, творческие способности, фантазию, мелкую моторику. Воспитывать умение работать в коллективе. |
Шерстяные нитки, картон, клей ПВА, пластилин, стека. |
|
|
3. |
«Композиция цветок на ткани – 2 занятия |
Познакомить детей с видом ручного труда – созданием композиции на ткани с помощью природного материала. Развивать технические умения: работать с клеем и природным материалом (намазывать детали, наклеивать их на ткань, соблюдая пропорции). Развивать мышление, воображение. Воспитывать умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца. |
Заготовка для каждого ребенка, выполненная на ткани, природный материал, бисер, пуговицы, бусинки, акриловые краски |
|
|
4 |
«Животные из ракушек» - 2 занятия |
Познакомить детей с природным материалом ракушками. Развивать мышление, воображение, умение по схеме, а также по собственному замыслу изготавливать животных. Воспитывать умение работать в коллективе, доводить начатое дело до конца. |
Ракушки, клей. |
|
|
Декабрь |
||||
|
1. |
«Снежинка» - 2 занятия |
Познакомить детей с видом ручного труда – бумажной пластикой, умением сминать бумагу, скатывать комочки бумаги, с помощью которых создавать образ снежинки; развивать моторику, фантазию, творчество. |
Картон голубого цвета; гофрированная белая бумага, клей. |
|
|
2. |
«Новогодний фонарик!» – 2 занятия |
Продолжать развивать у детей технические умения: работать с ножницами - аккуратно разрезать середину листа на полоски, намазывать края листа клеем, соединяя их друг с другом, создавая образ фонарика, правильно сгибать материал, вырезать полоски для ручки, приклеивая их к изделию. Создавать гирлянду из фонариков. Воспитывать усидчивость, умение работать. |
Листы цветной бумаги 20Х20 см; ножницы, клей, полоски для ручки. |
|
|
3. |
«Поздравительная открытка на тему: «Поздравляем с Новым годом». Коллективная работа (аппликация) - 2 занятия |
Продолжать учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять сюжетную аппликацию. |
Ватман с нарисованным рисунком на данную тему; цветная, гофрированная бумага, ножницы, клей |
|
|
4 |
«В лесу родилась елочка» (конструирование) - 2 занятия |
Закреплять технические умения и навыки в работе с ножницами, картоном, умение склеивать картон по краю, получая конус. Обклеивать основу (ствол) елки полосками гофрированной бумаги, разрезая их на мелкие полоски, создавая образ пушистых веток: украшать елочку с помощью бросового материала: фантиков, мишуры. Развивать творчество, воображение. |
Основа для ствола – заготовки, вырезанные из бумаги, широкие полоски для разрезания иголок, клей, ножницы, фантики, мишура, быстро - сохнущий пластилин, для звезды. |
|
|
Январь |
||||
|
|
||||
|
1. |
«Зимующие птицы» - 2 занятия |
Учить детей создавать птицу при помощи гофрированной, цветной бумаги, выделяя основные части тела птицы (голова, туловище, крылья). Выделять глаза, клюв с помощью бумаги: черного, коричневого цвета. Развивать моторику, мышление, знания о зимующих птицах. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим». |
Гофрированная бумага, шерстяные нитки (пряжа), клей, кормушка. |
|
|
2. |
«Дикие, домашние животные» (из соленого теста) -2 занятия |
Продолжать учить детей лепить домашних, диких животных по желанию из соленого теста, соблюдая пропорции основных частей тела (голова, туловище, ноги – лапы, уши);раскрашивать сухое изделие гуашью- выделяя шерсть, глаза, рот. Развивать творческие способности, моторику пальцев рук, память мышление. |
Тесто, краски; дом для диких, домашних животных. |
|
|
Февраль |
||||
|
1. |
«Ежики» (из природного материала, шишек) – 2 занятия |
Продолжать учить детей работать по схеме, соблюдать технику безопасности; развивать внимание, мелкую моторику пальцев рук; воспитывать трудолюбие. |
Шишки, схемы, зубочистки, пластилин. |
|
|
2. |
«Самолет» (из бросового материала, картона) - 2 занятия |
Учить детей создавать самолет с помощью бросового материала (лимонадной бутылки),наклеиванием иллюминаторов, пропеллера, крыльев изготовленных из картона. Развивать творчество, мышление; знание о самолете, как воздушном транспорте. Воспитывать желание в будущем защищать нашу Родину. |
Лимонадные бутылки, самоклейка, картон двухсторонний, степлер, клей ПВА, пробки. |
|
|
3. |
Поздравительная открытка для папы на тему: «Слава Армии Родной!» (аппликация)
|
Учить детей создавать композицию на военную тематику для любимых пап, дедушек - мужчин. Воздушные войска на страже Родины. Развивать творчество, инициативу. Воспитывать любовь к Родине, отцам, дедам и прадедам. |
Нарисованный плакат на тему: «Воздушные войска». Изготовленные детьми самолеты, клей, самоклейка. |
|
|
4. |
«Матрешка» (аппликация из крупы) |
Учить детей обводить контур матрешки на картон, пользоваться кл. карандашом, посыпать круги неваляшки манной крупой, раскрашивать манку гуашью. Создавать образ неваляшки. Развивать творчество, аккуратность. Воспитывать трудолюбие. |
Контуры матрешки, картон, манка, кисточка, гуашь, клей. |
|
|
Март |
||||
|
1. |
«Плетеный коврик» - 2 занятия |
Учить с помощью полосок бумаги двух цветов изготавливать, коврик способом переплетения (в шахматном порядке). Развивать ручное умение пальцев рук, умение последовательно выполнять задание. Воспитывать трудолюбие. |
Основа- лист картона, цветные полоски 2 цветов, клей. |
|
|
2. |
«Вазочка» (аппликация) – 2 занятия |
Учить детей обклеивать цилиндр розочками, изготовленными в технике «Роз». Прививать эстетический вкус. Воспитывать желание порадовать своих близких. |
Заранее изготовленные детьми розочки, основа – цилиндр, клей. |
|
|
3. |
«Полевые цветы» (рисование пальчиком, гуашью) |
Учить детей рисовать луговые цветы (мак, василек, фиалка); цветок, листья – с помощью пальчика. Прорисовывать стебель – кисточкой, проведя тоненькую линию от цветка, к цветку. Развивать творчество, инициативу. Воспитывать любовь к растительному миру. |
Альбомный лист, гуашь, кисточка, непроливайка. |
|
|
4. |
Мебель (выполненная из соленого теста) – 2 занятия |
Продолжать учить детей лепить готовые формы (дивана, стола, кресла), с помощью соленого теста. Раскрашивать высохшее изделие выделяя его части (спинка, столешница, ножки, ручки и т.п.) |
Тесто, гуашь, кисточка, непроливайка |
|
|
Апрель |
||||
|
1. |
«Пасхальное яйцо» - 2 занятия |
Продолжать учить детей работать по схеме, правильно подбирать детали, доводить начатое дело до конца, воспитывать эстетический вкус. |
Яйцо, бусинки, пуговицы, тесьма, краски, кисточка, непроливайка, клей, схема |
|
|
2. |
«Рамка для фото» (аппликация из макарон) – 2 занятия |
Продолжать учить детей конструированию из бумаги, картона, макарон; выполнять объемные формы, развивать общую ручную умелость. |
Картон, гофрированная бумага, ножницы, клей, атласная лента, картон, макароны. |
|
|
3. |
Украшение совочков и ведерок из пластиковых бутылок |
Закреплять умение детей пользоваться материалом и оборудованием; упражнять в вырезании по контуру нарисованных картинок. Наклеивать вырезанные картинки на ведерки, для дальнейшей посадки репки, развивать творчество, воображение. Умение из остатков бумаги создать коллаж. |
Пластиковые бутылки, самоклейка |
|
|
4. |
«Фламинго» (из салфеток) Коллективная работа Итог работы с октября по апрель по технике салфетки из «Роз» |
Продолжать учить детей изготавливать розы из салфеток, разных цветов. Рисование педагогом на тему»Фламинго»,ознакомление детей с тем, что нужно выполнить поэтапно. Наклеивание готовых роз, совместно с воспитателем на картину. Создание композиции. Украшение с помощью блесток, канвы. |
Салфетки, степлер, клей, нарисованная заготовка для наклеивания. |
|
