Поиск

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

Мы управляем тем, что мы можем оценить.

Если вы не можете оценить свою деятельность,

то вы не сможете контролировать процесс,

а также усовершенствовать его.

H.P. Hart.

   На современном этапе развития  общества перед нами стоит задача дальнейшего преобразования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения данных задач от педагога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути коррекционно-развивающей работы. Изучение уровня психического развития детей является основой как для организации всей последующей воспитательно-образовательной работы, так и для оценки эффективности  педагогического процесса в условиях детского сада. Одной из приоритетных  задач ДОУ на сегодняшний день, является создание  системы  мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая  должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

    Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы.

  В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в процессе мониторинга   должны исследоваться физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Это в первую очередь, такие интегративные качества, как: уровень физического развития; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и эффективного взаимодействия с окружающими и т. д. [1]

Одной из основных составляющих системы мониторинга является проблема определения уровня и индивидуальных особенностей готовности ребенка - дошкольника  к обучению в школе.

Результат мониторинга готовности детей к обучению в школе помогает нам:

  • выявить особенности  психологического развития детей, с целью определения индивидуального подхода к ним в процессе моделирования воспитательно-образовательного  процесса в подготовительной  группе;
  • выявить детей, с низким уровнем  готовности к обучению в школе, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации;
  • отсрочить на один год  обучение детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).

Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы образования – нет, поэтому выбор остается прерогативой дошкольного учреждения. 

   В настоящее время существует большое количество диагностического инструментария по определению уровня готовности к школе, который можно с определенной долей условности разделить на три группы:

1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;

2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;

3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

   Следует учитывать, что обязательным требованием к построению  системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методик, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в максимально короткие сроки.

  Таким образом,  перед психологической службой ДОУ  стоит вопрос о выборе диагностических методик, применение которых позволит получить необходимый объем информации об уровне готовности ребенка к школе   в максимально короткие сроки.

Что же такое готовность ребенка к обучению в школе, каковы ее составляющие?

В отечественной литературе имеется немало работ авторов, целью которых является изучение  проблемы  подготовки  к   школьному   обучению и ее диагностирования, среди них такие авторы, как:   Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин , Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др. Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, и др.

      Существует несколько взглядов на проблему готовности к обучению в школе. Одни ученые и специалисты считают достаточным критерием школьной зрелости достижение определенной степени морфологического развития – биологической зрелости (определяемой, например, по смене молочных зубов). Другие выделяют в качестве ведущего фактора умственное развитие. Третьи считали и считают определяющим уровень психического и прежде всего личностного развития. 

    А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками".  И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты.  Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д."

Сегодня практически общепризнано, что готовность к школьному обучению  имеет многокомпонентную структуру, и требует комплексного исследования.

            По данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др. в структуре  готовности принято выделять следующие компоненты: личностная готовность,  интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность, физическая готовность и эмоционально-волевая готовность.

                Личностная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

            Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Следовательно, развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Под речевой готовностью  понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

   Несколько   похожий взгляд на структуру готовности ребенка к обучению в школе,  представлен в исследованиях  Нижегородцевой Н.В. и Шадрикова В.Д. Они говорят о том, что готовность к школьному обучению, это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к  обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную (личностную) готовность.[2]

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 - 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

К 6-7 годам:

  • Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
  • У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
  • У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
  • У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
  • У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
  • У  старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
  • У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

Анализируя подходы разных авторов на данную проблему, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка  к обучению в школе - это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы. Мониторинг готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе должен включать:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:
  • общего физического развития;
  • моторики руки;
  • работоспособности;
  • характеристики движений;
  • произвольной регуляции действий.
  1. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:
  • восприятия;
  • памяти;
  • внимания;
  • мышления;
  • речи;
  • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  1. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:
  • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
  • уровня развития коммуникативных навыков;
  • мотивации к обучению;
  • самооценки.
  • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
  • уровня развития коммуникативных навыков;
  • мотивации к обучению;
  • самооценки.
  • общего физического развития;
  • моторики руки;
  • работоспособности;
  • характеристикидвижений;
  • произвольной регуляции действий.
  • восприятия;
  • памяти;
  • внимания;
  • мышления;
  • речи;
  • круга знаний ипредставлений о предметах и явленияхокружающей среды.
  • временных затрат,
  • возраста детей,
  • задач, которые нужно решить в ходе исследования.
  • форма проведения (индивидуальные, групповые); 
  • изучаемые признаки психологической готовности (интеллектуальные, личностные);
  • характер показателей готовности (качественные, количественные);
  • степень формализованных процедур диагностирования — проведения, протоколирования, оценивания, интерпретации результатов (низкоформализованные, высокоформализованные);
  • достоверность полученных результатов (надежные, ненадежные, с неизвестными показателями надежности).
  • отдельные методики, изучающие в основном какие-то отдельные компоненты готовности; 
  • диагностические программы, позволяющие разносторонне исследовать психологические особенности испытуемых и оценить сформированность некоторого комплекса психологических характеристик, составляющих понятие готовности к школе.

                                                                                                             

Выбор  содержания мониторинга психологической готовности определяется психологом, исходя из конкретных условий работы: 

 Существует значительное количество методик оценки психологической готовности, которые различаются по следующим параметрам:

Для диагностики психологической готовности предлагаются:

Диагностические программы имеют значительные расхождения в содержании и уровне трудности предлагаемых заданий. Важно понимать, что от того, какими методами воспользуется психолог, в значительной мере зависят и полученные им результаты.

Важнейшей характеристикой методов диагностики психологической готовности является прогностическая валидностъ, так как именно в прогнозе школьной успешности состоит одна из главных задач оценки психологической готовности.

Не все из широко опубликованных программ для определения психологической готовности имеют удовлетворительные психодиагностические показатели.

Между тем к широкому профессиональному применению могут быть рекомендованы только те диагностические материалы, применение которых доказало их диагностическую ценность. Анализ психологических исследований, описаний опыта применения методик, руководств по их применению показывает, что в отношении немногих программ определения психологической готовности установлены показатели прогностической валидности.

Система психолого-педагогического мониторинга  готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

Обоснование мониторинга: Изучив подходы разных авторов, мы пришли к выводу о  том,  что готовность к школьному обучению  имеет многокомпонентную структуру  и требует комплексного исследования его физического, психического и социального развития. Анализ значительного количества имеющихся на сегодняшний день методик оценки уровня готовности к школьному обучению,  привел нас к выбору диагностики «Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р.Барчук О. Она является  основой комплекса диагностических методик, входящих в составсистемы психолого-педагогического мониторинга  готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, так как  позволяет, в привычной для ребенка игровой форме отследить уровень развития большинства «учебно-важных качеств»,  в максимально короткие сроки. В дополнение к данной диагностике, с целью изучения особенностей  развития мотивационной сферы мы используем  методику «Мотивы учения»  М.Р. Гинзбурга. Эти методики составляют основной минимум (инвариантные диагностики). В дополнение к основному минимуму, при необходимости, можно использовать спектр вариативных диагностик, который включает в себя:

  • Перечень диагностических методик, направленных на исследование физиологического, личностного и интеллектуального компонентов готовности к школе (см. таблицу);
  • Диагностический материал по взаимодействию с родителями детей 6-7 лет, по вопросам «готовности к школе».

При создании системы мониторинга, мы  руководствовались тем, что определение готовности детей к школьному обучению требует также учета  «готовности» их  родителей.  Дополнительным, значимым  фактором,  мы считаем изучение   детско-родительских отношений, нарушение которых является одним из важнейших факторов риска школьной дезадаптации. С этой целью, в систему мониторинга  готовности детей к обучению в школе могут быть включены:

 

  • Анкеты по вопросам готовности к школе, для родителей детей 6-7 лет;
  • Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин);
  • Методика «Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)».

 

 

Объект мониторинга: это физические (координация, уровень развития мелкой моторики), личностные (эмоции, коммуникативные навыки, самооценка, мотивационная сфера)  и психологические (слуховое внимание, зрительное внимание, уровень притязаний, произвольность, речь, мышление, память, воображение) качества ребенка старшего дошкольного возраста.

Периодичность: октябрь, апрель.

Форма проведения: подгрупповая,  не более 6-ти человек.

Содержания  системы мониторинга:

  • Диагностика «Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р.Барчук О.
  • Методика «Мотивы учения»  М.Р. Гинзбурга.

Ведущие: 1 человек ведет игру, 1–2 человека заполняют карты наблюдений.

Место и время проведения:  зал (групповое помещение или психологический кабинет), освобожденные от мебели. Проведение обследования  согласовано с режимом дня старших дошкольников и  проводится  в первой половине дня ( вторник, среда, четверг).

Описание системы мониторинга: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОЩНИКИ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА» — про доброго волшебника Ням-Няма, который оберегает все детские сладости. Злой же волшебник Бузяка украл у мороженого цвет, вкус, запах.... Это мороженое тоже охранял добрый волшебник Ням-Ням. Детям в игре предлагаются разные испытания, пройдя которые они спасают мороженое. Выполняя задания, дети демонстрируют сформированность тех качеств и процессов, которые входят в рабочую модель дошкольной зрелости. Дети вместе с ведущим путешествуют по карте. Наблюдатели, не вмешиваясь в игру, заполняют карту наблюдения и помогают ведущему в случае необходимости. В ход данной игры включается, как одно из заданий, МЕТОДИКА «Мотивы УЧЕНИЯ» М.Р. Гинзбурга.

Обработка результатов: В результате, за выполнение каждого задания, дети получают осколочки (которые переводятся в баллы). Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок — 51. Примечание:  Методика «Мотивы учения»  М.Р. Гинзбурга  количественно не оценивается. По результатам дети делятся на три группы.

 

Вторая группа — дети с высокой дошкольной зрелостью, получившие 75–100% из возможного количества баллов: 38–51 балл.
Первая группа — дети со средней дошкольной зрелостью, получившие 50–75% из возможного количества баллов: 26–37 баллов.
Нулевая группа — дети с низкой дошкольной зрелостью, получившие 0–50% из возможного количества баллов: 0–25 баллов.

Таким образом, представленная система мониторинга готовности детей к обучению в школе позволяет нам:

 

  • Увидеть  картину уровня сформированности каждого из основных компонентов готовности к обучению в школе  каждого ребенка, отметить его сильные стороны развития, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
  • Проследить общую картину развития группы, с целью  организации всей последующей воспитательно-образовательной работы, а также для оценки эффективности  педагогического процесса в условиях данной группы.
    • Диагностика проводится в игровой форме. Игра является самостоятельной, цельной структурой.  
      • Игровая форма перед началом обследования помогает установить устойчивый положительный контакт с детьми.
      • Во время всего обследования игровая форма проведения позволяет поддерживать  интерес ребенка к выполнению  заданий. Она создает целостную картину  у ребенка, который  в начале игры  усваивает мысль о том, что его ждет «путешествие», где он сможет себя по-разному проявить;
      • Сочетание в ходе обследования  высоко и низко формализованных методов, обеспечивает объективность и точность получаемых данных;
      • При построении диагностических заданий в данной методике   учитываются возрастные особенности и зона ближайшего развития ребенка старшего дошкольного возраста;
      • Выводы о сформированности тех или иных параметров зрелости дошкольника делаются на основании не одной какой-либо процедуры, а поведения ребенка в течение всей игры;
      • Данная диагностика содержит подробное описание технологии проведения  обследования, процедуры  первичной обработки и индивидуального анализа данных, процедур качественной и  количественной оценки результатов обследования, что в свою очередь заметно облегчает работу специалиста с данной методикой;
      • Подгрупповая форма проведения диагностики  позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

 

Минусами данной диагностики, мы считаем:

 

  • Данная диагностика затруднительна в малокомплектных ДОУ, где предусмотрена 1 и 0.5 ставки педагога-психолога, так как по технологии проведения требуется  присутствие  помощников ведущего (1 или 2 человека). Это  в свою очередь не всегда представляется возможным;
  • В данной методике отсутствуют задания на сформированность у дошкольников таких обязательных составляющих готовности к обучению в школе, как:
    • Общее  физическое развитие ребенка;
    • Круг знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды;
    • Мотивация к обучению ( с этой целью в систему мониторинга включена методика «Мотивы учения»  М.Р. Гинзбурга ).

Моделирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительных к школе группах на диагностической основе.

   Одна из основных задач  психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста – это получение   более полной информации об индивидуальных особенностях развития детей.  На основании этих данных, должны быть разработаны рекомендации для воспитателей и родителей,  по оптимизации процесса воспитания и развития детей.

  1. По итогам диагностики разрабатываются рекомендации для педагогов групп, в которых перечислен перечень (и способы развития) «слабых мест », т.е тех качеств, которые у  большего количества воспитанников не соответствуют возрастной норме.
  2. По итогам диагностики разрабатываются рекомендации для педагогов групп,  по оптимизации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими низкий  уровень дошкольной зрелости.
  3. По итогам диагностики проводятся консультации и  родительское собрание (в октябрь-ноябрь), в ходе которых  педагог-психолог:
    • до каждого родителя доводятся  результаты достижений его ребенка (конфиденциально);
    • даются краткие рекомендации родителям как они  могут организовать дома работу по оптимизации того или иного психического процесса.

4  В родительском уголке  группы педагог-психолог помещает папку рекомендаций по оптимизации процесса подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе «Ступеньки к школе» (См. Приложение ).

5. Педагог-психолог распространяет на группы  подборки наглядной  агитации  (обзор методической  литературы, материалы для оформление информационных  стендов, буклеты, памятки) – по предшкольной тематике  «В школу уверенным шагом»( См. Приложение).

6. По итогам диагностики педагог-психолог выявляет детей – кандидатов в «группу риска», проводит углубленную диагностику, обращается в ПМПк дошкольного учреждения. В рамках работы ПМПк, ребенку оказывается необходимое психолого-педагогическое сопровождение и  специалистами - членами ПМПк,  составляется комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка.

7  По итогам повторного проведения диагностики  «Дошкольная зрелость» М. Битяновой, О. Барчук», также проводится  аналогичный комплекс мер ( пункты 1, 2, 3, 4). Дети, повторно показавшие низкий уровень дошкольной зрелости, направляются на Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК)  города, для определения дальнейшего образовательного маршрута.

 

Анализ эффективности организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных к школе группах.

Применение данной системы мониторинга, позволяет на наш взгляд, эффективно организовывать воспитательно-образовательный процесс в подготовительных к школе группах ГБОУ СОШ 2095 (СП 6)

Об этом мы можем судить на основании следующих критериев:

  • Анализ результатов исследования уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 лет (См. диаграммы № 1 и № 2).
  • Анализ степени удовлетворенности родителей детей 6-7 лет, качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (См. диаграммы № 3 и № 4.

Диаграмма № 1. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 лет  за 2013 -2014 уч.год.

  

Диаграмма № 2. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 лет МДОУ-ЦРР – д/с № 5 за 2012-2013 уч.год.

 

Диаграмма №3. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно - образовательного процесса (в целом) 2012-2013 уч. год[3] .

 

Диаграмма №4. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно - образовательного процесса (в целом) 2012-2013 уч. год[4]

 

 

Список литературы.

  1. Александровская Э.М., Лусканова Н. Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе // Гигиена и санитария. 1984. № 3. С.14.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование.– СПб.: Питер, 2004. - 480
  3.  Битянова М.Р., Азарова Т.В, Афанасьева Е. И, Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998. – 352
  4. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С.132–142.
  5.  Безруких М.М., Ефимов Е.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.
  6. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. 1988. № 9.
    Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Педагогика, 1994. – 108 с.
  7. Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. – М.: PerSe, 2003. – 144 с.
  8. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 1997. – 120 с.
  9. Ермолова Т.В, Мещерякова С.Ю, Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. № 1. С.16-19
  10. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
  11. Козырева Е. А. Как составить программу психолого-педагогического исследования готовности детей к школе // Начальная школа: плюс-минус.– 1999. № 8. С.8-14.
  12. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – 77 с.
  13.  Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
  14. Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия  Психология. 1988. № 1. С.24-27.
  15. Овчарова Р. С. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2002. – 240 с.
  16. Особенности психологического развития детей 6-7- летнего возраста/ Под. ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М.: Просвещение, 1988. – 290
  17.  Практическая психология образования: Учебное пособие / Под. ред. Дубровиной И.В. – М.: Сфера, 2000. – 528 с.
  18. Психолог в начальной школе / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г. Лидерс и др. / Под ред. Т.Ю.Андрющенко.– Волгоград: Синема, 1995. – 246 с.
  19. Реан А.А.,Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2000. - 400 с.
  20. Цылев В.Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 43-47.
  21. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития.– Прага, 1978. - 302 с.
  22. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов: Феникс, 2005 - 384 с.
  23. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов: Феникс, 2003. – 448 с.
  24. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // В кн.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: Педагогика, 1981. – 320 с.
  25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1997. - 554 с.

[1]ПОДРОБНО СМ. Пункт 3.5 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
[2] Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2001.
[3] Данные анализа исследования степени  удовлетворенности родителей качеством услуг в ГБОУ СОШ 2095 (СП 6)
[4] Данные анализа исследования степени  удовлетворенности родителей качеством услуг в ГБОУ СОШ 2095 (СП 6).