Педагогический проект (долгосрочный)
«Воспитание нравственных качеств через игры- драматизации»
1этап
К 5 годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками.
Но мои наблюдения в начале года показали, что дети не умеют играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, конфликтуют.
Поэтому, чтобы создать сплочённый, доброжелательный коллектив, необходимо было найти пути решения этой проблемы. В моей работе, самым действенным методом оказалась театрализованная деятельность.
Потому что, именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся социально-нравственного воспитания, формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу.
Возникло решение создать в своей группе проект: " Воспитание нравственных качеств через игры-драматизации».
Потому, что тематика и содержание игр-драматизаций всегда имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость… Любимые герои становятся образцами для подражания.
1.Участники проекта: Дети средней группы, родители, воспитатели.
2.Цель: Обогащение духовного мира ребенка, воспитание положительных взаимоотношений между детьми.
3.Задачи: Учить выразительной речи, навыкам культурного общения друг с другом, оценивать свои поступки и поступки других, воспитывать дружелюбие, доброту, привычку выполнять общепринятые правила вежливости.
4.По окончании работы по проекту, предполагаю, получить следующие результаты: развитие речи и навыков культурного общения друг с другом, правил вежливости, умения оценивать свои поступки и поступки других, воспитание таких качеств, как доброта и дружба у детей.
2 этап
Разработка проекта:
1. Подборка литературы по данной теме:
- Программа «Истоки»;
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»;
- Дурова Н.В. «Очень важный разговор»;
- «Социальное развитие ребенка» спец. курс;
- Шорыгина П.А. « Вежливые сказки»;
- Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго».
2. Создание развивающей среды:
Приобретение разных видов театра, изготовление настольной и напольной ширмы, шапочек, костюмов, декораций.
3. Привлечение родителей воспитанников к процессу подготовки и проведения игр-драматизаций.
4. Составление плана работы с детьми.
3 этап
Выполнение проекта:
1. Подбор и изучение литературы по данной теме.
2. Создание театрального уголка в группе, включающего: настольный театр, театр резиновой игрушки, театр мягкой игрушки; костюмы, декорации, куклы - бибабо, шапочки - маски, настольную и напольную ширму и др.
3. Привлечение родителей: шитье перчаточных кукол и изготовление костюмов и декораций, изготовление настольной и напольной ширмы, исполнение ролей в сказках.
4. Составление плана работы с детьми:
-Дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики – еженедельно;
-Упражнения на развитие мимики, жестов и движений (в процессе любой детской деятельности) – еженедельно;
-Театрализованные игры (с участием взрослых) – еженедельно;
-Чтение сказок, народных песенок, потешек, закличек, прибауток и художественных произведений - ежедневно;
-Ознакомление с художественной литературой, с писателями и иллюстраторами;
-Инсценирование сказок, потешек, стихотворений – еженедельно;
-Знакомство с разными видами театра, используемыми в детском саду, посещение театра – ежемесячно;
-«Иллюстрация» проблемных ситуаций из жизни группы – ежедневно;
-Разыгрывание сценок с участием Петрушки, Буратино и других персонажей;
-Изготовление мультфильма «Русачок» (на занятиях по рисованию и аппликации)
-Изготовление масок, костюмов, декораций для игр-драматизаций – ежемесячно;
-Изготовление афиши и билетов;
-Сюжетно-ролевая игра «Театр» - ежемесячно;
-Игры-драматизации по сказкам: «Колобок», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Как коза избушку построила», « Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.
4. этап
Презентация проекта:
1. Показ драматизации любимой сказки «Заюшкина избушка» на открытом мероприятии для воспитателей детского сада.
2. Проведение нравственной беседы «Грубость и драка» (приложение).
5 этап
Организация игр-драматизаций с детьми средней группы, прежде всего, формировала интерес к театрализованным играм. Это происходило в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые взрослые показывали, взяв за основу содержание знакомых детям потешек, стихов, сказок.
Далее следовала самостоятельная игровая деятельность: игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные и т.д.), упражнения на отработку основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации.
Детям нравится играть в театральном уголке.
В старшей группе планирую продолжать работу по воспитанию нравственных качеств через игры-драматизации т.к. не всегда дети в самостоятельных играх дружелюбны, им трудно иногда оценить тот или иной поступок.
Приложение.
Конспект нравственной беседы
Тема: «Грубость и драка»
Цель: Обогащение социального опыта детей через нравственную беседу и игру.
Задачи:
Обучающие: Учить отображать отрицательные и положительные черты характера героев. Формировать у детей понятия о моральных представлениях, учить выразительному изображению чувств. Обучать детей слышать сигнал, контролировать эмоции в игре.
Учить детей расслабляться.
Развивающие: Развивать у детей фантазию, чувства, учить контролировать мышечные ощущения, чтобы уметь менять характер движений.
Воспитывающие: Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Материал:
1. П.И.Чайковский «Утренние размышления». Из сб. «Детский альбом».
2. Аудиозапись радостной музыки, спокойной музыки.
3. Д.Христов «Золотые капельки».
4.Музыка к игре "Мы за руки возьмемся"
Ход беседы:
-Дети, какая сейчас звучит музыка? (Звучит музыка П.И.Чайковского «Утренние размышления»)
-Какие чувства вызывает эта музыка? (ответы детей)
-Отчего вам бывает грустно? (ответы детей)
-Что вы делаете, когда вам грустно? (ответы детей)
-Стоит ли плакать, капризничать, ломать игрушки? От этого вам будет веселее? (ответы детей)
-А что можно сделать, чтобы изменить настроение? Чем можно заняться?
(Выслушать предложения детей и выбрать варианты для игры: поиграть с котенком и игрушками машинкой, куклой, покатать мяч, почитать книгу, вылепить игрушку, нарисовать картинку и т.д.).
-Дети, если вам грустно, давайте поиграем, чтобы стало веселее. Подумайте, кто, как будет играть, но не говорите, а покажите движениями, во что вы играете. (Дети изображают свою игру, а воспитатель угадывает, во что дети играют).
-А сейчас давайте по-другому поиграем. Хотите? (ответы детей)
-Я буду рассказывать сказку о зайке и барсучке, а кто-нибудь из вас станет показывать, что делали зверята.
-Кто будет зайкой? Кто барсучком? (ответы детей)
-А вы, ребята, изображайте деревья, кусты, цветы. (Дети разбегаются и садятся на ковре, кто как хочет).
-Итак, я начинаю сказку: «Жили-были в лесу зайка и барсучонок. Вот однажды пошел зайка погулять. Увидел цветок, остановился, понюхал его. Идет дальше. Смотрит, что это под листочком... Ой! Ура! Гриб! (изобразить радость)
Положил его в кармашек и подумал: белочке пригодится - она ведь собирает грибы на зиму. Идет дальше. Шишку нашел. Повесил на веточку – птицам пригодится. А это что такое? Ну-ка? (изобразить любопытство)
Ягодка, да какая спелая, я ее съем. Ах, как вкусно! (изобразить удовольствие). И пошел зайка дальше, напевая песенку.
А вот по лесу идет барсучок. Увидел цветок, вот еще мешает здесь - затоптал его (изобразить злость).
Пошел дальше. Ну-ка, что это такое? А, грибок… Ногой ударил его, как мячик. Ух, полетел! Вот так! Ха! Ха! (изобразить злой смех)
А это что? Шишка… Замахнулся, бросил ее далеко… Вот это да! (изобразить удивление) Так по лесу прошлись, прогулялись зайка и барсучок.
- Что вы скажете об этой прогулке? (ответы детей)
- Как поступал зайка? (ответы детей)
- Как барсучок? (ответы детей)
- Кого обидел барсучок? (ответы детей)
- Подумайте! Кто из зверей друг белкам и птицам? Почему? (ответы детей)
- Вам понравилось играть? (ответы детей)
-Давайте сыграем сказку, как драчливые петушки обижали друг друга.
Выбирают двух петушков, а остальные дети звери и птицы.
-Итак, жили-были два петушка. Оба были красивые. Перышки разноцветные. Гребешки высокие. Масляные бородушки. Голоса звонкие... (петушки кукарекают) Вот вышли петушки погулять. Идут важно, голова кверху, никого не замечают. Вдруг увидели петушки друг друга. И бросились драться (петушки сцепляют за спиной пальцы рук, прыгают на одной ноге и толкают друг друга движениями плеч)
А звери, птицы вокруг стоят, удивляются (показать удивление).
-Как их разнять? Как помирить? (ответы детей)
-Дети, а хорошо ли драться? Почему? Как защитить себя по-другому? (ответы детей)
-Но тут подкралась к петушкам лиса и думает: проучу драчунов, схвачу за крылышки и унесу к себе в лес. Только она приготовилась прыгнуть, как заметили ее петушки, крыльями захлопали, закричали громко. Убежала лиса. Поняли петушки, что когда они вместе, им лиса не страшна, и перестали ссориться и драться. (Дети встают в круг, взявшись за руки)
Музыкальная игра «Мы за руки возьмемся».
Релаксация. (Дети сидят на ковре и слушают музыку)
- Пошел дождь. Все звери и птицы спрятались в домики. Устроились удобно, и слушают музыку дождя. (Звучит музыка Д.Христова «Золотые капельки»)
